Грабли двенадцатые: синдром Поллианны

Александр Дублин

Грабли внедрения ERP системы


Александр Дублин 3 октября 2011, 12:51

ИТ-зависимость страшнее алкогольной!

http://www.osp.ru/cio/2011/08/13010020/

Принцип Поллианны

«Поллианна»—роман-бестселлер американской писательницы Элеанор Портер»

Сюжет романа

Одиннадцатилетняя Поллианна Уиттиер приезжает к своей тёте мисс Полли. Отец Поллианны скончался, практически не оставив наследства. Так как мать Поллианны давно умерла, а других родственников у неё нет, она вынуждена переехать к тёте. Тётя педантична, строга и принимает племянницу исключительно из чувства долга. Поллианне она выделяет комнату на чердаке, без зеркала, с голыми стенами и практически без мебели, потому что «ей хотелось по возможности отдалиться от общества ребенка и, одновременно, уберечь богатую обстановку: уж она-то была наслышана, как плохо обращаются дети с хорошими вещами».

Поллианна является полной противоположностью Полли: очень живая, говорливая и жизнерадостная. Она учит окружающих игре «в радость». Играть начали они с отцом давным-давно, когда им среди пожертвований достались костыли: «Мне тогда ужасно хотелось куклу, вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал, поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли». Тогда отец объяснил Поллианне, что нужно радоваться, раз костыли им не нужны. С тех пор они всегда играли «в радость», находя повод для оптимизма в каждом событии. В первый же день после приезда Поллианны тётя Полли оставляет её без ужина, велев ужинать хлебом с молоком на кухне, вместе со служанкой Нэнси, на что Поллианна отвечает: «Что вы, тетя, я очень рада. Я люблю хлеб с молоком, и Нэнси мне очень нравится. Мы так хорошо поужинали вместе». Все нравоучения и наказания тёти её племянница воспринимает с восторгом и благодарностью, чем приводит мисс Полли в замешательство. Постепенно тётя привязывается к племяннице.

Принцип Поллианны — психологический феномен, согласно которому люди склонны соглашаться в первую очередь с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим. Психологически исследования продемонстрировали, что ум человека на бессознательном уровне прямо ориентирован на восприятие исключительно положительных сообщений, как будто касающихся его, равно как и положительно окрашенных обращений в свой адрес. Парадокс заключается в том, что на уровне деятельности сознания человеческий ум акцентирует внимание на сугубо негативных аспектах (утверждениях и обращениях с отрицательной характеристикой в свой адрес).

Принципом Поллианны психологи именуют именно бессознательный уклон в сторону положительных моментов.

Казус «ИТ-горячки» в компании с «нормальной температурой».

Обратимся к статье – интервью (ссылка приведена выше) Олега Седова с генеральным директором аптечной сети «36,6» Валерией Сколок «Зависимость от ИТ глазами гендиректора»  или «Какое место отводит информационным технологиям руководство». Цитируемая выше статья - прекрасный анамнез ИТ    заболевания, постепенного «погружения» топ – менеджмента в глубочайшую ИТ-зависимость. (Курсив везде наш).

Цитируем: «…в 2005–2006 годах, компания активно приобретала региональные розничные сети. Когда стало понятно, что эти сети основаны на разных принципах управления и в них применяются разные подходы к учету и аналитике, было принято решение об их интеграции на основе единой ИТ-платформы.» (Полианна работает, Фрейд отдыхает!).

«Уже на стадии интеграции выяснилось, что эта система не поддерживает партионного учета….встали платежи и поставщики приостановили поставки…ИТ-консультанты пытались выровнять ситуацию, дописывая систему, чтобы обеспечить возможность ведения партионного учета. В результате удалось восстановить управление остатками, но оказалась раскоординирована работа блоков, … что не позволяло интегрировать с этой системой программы финансового, товарного учета и пр. Дальше произошел обвал: банки попросили вернуть им кредиты, а поставщики прекратили отгружать товары. За год мы потеряли 40% клиентов  

Сознание подключается

«Я пришла в компанию в сентябре 2009 года. Мы начали антикризисные мероприятия провели работу по реструктуризации задолженности как по товарам, так и по финансам. Но главное — мы изменили подход к информационному обеспечению нашей компании, логике и архитектуре получения информации.производится постановка конкретных задач профильным подразделениям, включая аптеки. Другими словами, каждая аптека ежедневно получает задачи, связанные с ее непосредственной деятельностью»

Полианна не спит и она разбудит Мерфи!

«Сейчас наша задача — вернуть преимущество, используя ИТ-решения. Для более качественного управления бизнесом нам нужна принципиально новая ИТ-история, нужен ИТ-прорыв, поэтому неудивительно, что именно ИТ-директор в нашей компании выступает абсолютным драйвером бизнеса с точки зрения идей: он придумывает для бизнеса те решения, которые бизнес сам бы для себя не придумал. Это самое результативное сотрудничество: когда ИТ-дирекция, понимая задачи и приоритеты бизнеса, сама придумывает возможности по оптимизации бизнес-процессов…ИТ-директор лучше понимает, какими средствами автоматизации можно еще больше сократить издержки компании

Как избавиться от «ИТ-запоев»?

Другая интерпретация принципа Поллианны имеет отношение к анализу мыслительной деятельности человека и компьютера (электронно-вычислительных машин). Учёные применяющие принцип Поллианны к этой сфере, формулируют постулат, согласно которому «машины должны работать, а люди должны думать». Это аксиоматическое высказывание можно воспринять в аспекте идеи поллианнизма так: оно отрицает радикальный оптимизм тех, кто считает, что машина должна выполнять всю тяжёлую мыслительную работу за человека, освобождая людей от необходимости думать (отсюда и ссылка на Поллианну).

Чтите (и читайте) Голдратта!

Выдающийся Гуру бизнес-аналииза Э. Голдратт создал блестящую методологию совершенствования бизнеса и положил в её основу целую систему мыслительных процессов. Эти процессы базируются на аксиоме: «абсолютным драйвером бизнеса» являются управленческие решения, обеспечивающие достижение главной цели бизнеса – роста прибыли. Для овладения этой методологией необходимо отказаться от логики «минимизации затрат», следуя которой можно прийти к выводу: для получения абсолютного минимума (нуль) следует просто закрыть бизнес. Актуальная задача информационных технологий – обеспечение системы управления релевантной информацией.

← Назад