Игрофикация - правильный подход к корпоративному обучению?

Нечитайлов Юрий Вячеславович

Исследование зарубежного опыта


Нечитайлов Юрий Вячеславович 28 февраля 2013, 10:12

Предисловие

Хотите сделать обучение SAP и работу веселыми? Не вопрос! Все в ваших руках! Рекомендуем по этому поводу великолепный пост Криса Дауера.

Юрий Нечитайлов
Главный редактор SAP Professional Journal Россия

Авторство: Крис Дуаер (Chris Dwyer), блог SAP Training and Education 25 января, 2013 15:40

Должен признаться, что когда я впервые столкнулся с концепцией "игрофикации", то отнесся к ней довольно скептично; я полагал, что это еще одна из тех причуд, которые на долго не задерживаются. Но чем больше я узнавал, тем больше убеждался, что эта идея несет в себе некоторую ценность. Оставив свой скептицизм, я решил поделиться своими мыслями и опытом применения игрофикации, и с нетерпением жду ваших комментариев. А так как по прогнозам Gartner к 2015 году 40% организаций из списка Global 1000 будут использовать игрофикацию в качестве основного механизма преобразования бизнес-операций, сейчас, вероятно, пришло время поближе познакомиться с этим подходом.

Что такое "игрофикация"?

Прежде чем переходить к более конкретным вещам, я попытаюсь объяснить концепцию или, скорее, развеять миф об "игрофикации". Обратившись к Википедии, вы узнаете, что игрофикация заключается в применении подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов - в частности, применение игровых принципов в бизнес-сценариях. В качестве примера можно привести использование игровых техник в области изучения геномов. Так, например, тысячи игроков помогли решить задачи по предсказанию структуры белка, формируя устойчивые фигуры, тем самым помогая решать биологическую задачу, с которой на протяжении долгого времени не удавалось справиться (подробнее об этом и других исследованиях можно почитать здесь).

Разумеется, меня как специалиста SAP Education в первую очередь интересует, как игрофикация может обогатить процесс обучения, и я не буду скрывать, что новые возможности, которые открывает этот подход, вызывают у меня неподдельную радость. Но об этом чуть позже.

Так как игрофикация становится все более популярной, многие пытаются приобщиться к ее славе. Теперь что только не называют игрофикацией, поэтому я оставляю на ваше усмотрение вопрос о том, что можно отнести к игрофикации, а что является лишь ее подобием. К примеру, хорошо известные программы лояльности клиентов, использование клубных карт, бонусные программы авиакомпаний для постоянных клиентов - важнейшие инструменты укрепления покупательской приверженности - и поэтому многие считают, что именно эти программы и являются примерами игрофикации. Но тогда использование доски почета для демонстрации достижений менеджеров по продажам, поощряющие отдел продаж увеличивать объем сбыта - это тоже пример игрофикации? Если честно, я в этом не уверен...

Я сам был свидетелем использования игр в маркетинговых целях. К примеру, 10 лет назад армия США выпустила игру (под оригинальным названием “America’s Army”, позднее выпущенная в версии 3.3) с целью повышения привлекательности службы. Есть множество других примеров использования игр в качестве инструмента маркетинга, в том числе и у SAP. Но неужели это и есть игрофикация?

Я не испытываю иллюзий по поводу того, что все согласятся с моей узкой трактовкой этого понятия. Я рассчитываю на то, что вы выработаете собственную точку зрения по этому вопросу. Но в следующих разделах именно узкая трактовка этого понятия позволяет мне объяснить критерии эффективности и способы внедрения игрового подхода.

Почему это работает?

В самом заголовке уже содержится смелое допущение - игрофикация работает. Это моя точка зрения, и ей есть множество подтверждений.  Сейчас, возможно, не все со мной согласятся, и, конечно, для подтверждения моей идеи требуются определенные доказательства. Итак, позвольте мне объяснить, как же это работает - возможно, некоторых скептиков мне удастся переубедить.

В качестве примера я использую одну из моих любимых игр: Rugby Union (Регби). В самой простой форме игра заключается в том, что надо, чтобы мяч оказался за линией. Теперь представим, что это бизнес-задача. Самое просто ее решение в бизнесе выглядит так: взять мяч, перейти через линию и положить его - задача решена. Интересно? Весело? Захватывающе? Нет.

Вместо этого мы вводим множество препятствий с единственной целью - усложнить задачу. Мы вводим команду-соперника, и тогда, если вы возьмете мяч, кто-нибудь постарается его отнять и удерживать. Конечно, и у вас появляется своя команда, поэтому, если кто-то пытается отнять у вас мяч, вы можете передать его другому игроку своей команды. Но тогда вам придется кинуть его назад, что удалит вас от конечной цели. И так далее. Мы вводим все больше условий и все больше усложняем задачу. Но зачем же мы это делаем?

Усложняя задачу, мы требует от участников проявления профессиональных навыков, вовлеченности, демонстрации творческого потенциала - а ведь именно эти качества и характеризуют любую команду - и не только спортивную. И, вводя эти препятствия, мы превращаем работу в интересное, веселое и захватывающее занятие.

Использование игрового подхода в бизнесе, и в обучении в частности, сопровождается такой же степенью вовлеченности, заинтересованности и энтузиазма сотрудников, что помогает повышать уровень восприятия и эффективность сотрудников. А в условиях решения реальных бизнес-задач, обычно даже самые простые решения усложняются различными обстоятельствами, которые не всегда можно предвидеть, поэтому ваша команда должна быть адаптирована к сложным условиям, чтобы быть готовой импровизировать и справляться с любыми трудностями. Вопрос только в том, как же ввести игровой подход на работе.

Сделаем работу веселой

Так стоит ли вводить ограничения на работе, чтобы получать удовольствие от преодоления препятствий так же, как когда мы играем в спортивные игры? А если более конкретно - можно ли таким образом повысить энтузиазм сотрудников, изучающих использование SAP? Больше вовлечение, лучше усвоение материала, лучше результат - все сходится, не правда ли?

Идея довольно простая. Мы используем два основных игровых элемента. Мы хотим создать что-то, что будет взывать к основным человеческим удовольствиям (таким как получение награды, признание статусного положения или достижений); все это входит в понятие "динамика игры". Затем необходимо определиться с игровыми механиками (ключевыми задачами, уровнями, трудностями и т.д), чтобы обратиться к этим желаниям. Вот документ под названием “Gamification 101: An Introduction to the use of Game Dynamics to Influence Behaviour” (Игрофикация 101: руководство по использованию игровых динамик для влияния на поведение), разработанный компанией Bunchball, в котором довольно подробно объясняется эта теория. Я согласен не со всем, что написано в этом руководстве, однако, если вы хотите внедрить концепцию игрофикации, советую ознакомиться с этим документом.

На самом деле, не существует универсальной формулы по достижению успеха. Я поделюсь своими лучшими советами, и если у вас тоже есть, что посоветовать, или вы хотите поделиться опытом, пожалуйста, напишите мне.

Как и при внедрении любого другого подхода, внедрение игрофикации  в первую очередь требует определения целей и задач: чего же вы хотите добиться? Так как меня интересует исключительно обучение, в общем виде довольно легко определить цель, которую я преследую: я хочу создать увлекательную образовательную среду, которая обеспечит более эффективное усвоение материала обучающимися. Любая отдельная задача требует более конкретного определения целей.

Определив цели, необходимо выбрать подходящие игровые динамики, механики, которые смогут заинтересовать участников, а затем мотивировать их на выполнение определенных действий.

Чтобы все получилось, ваша игра должна быть захватывающей. Никому не захочется участвовать в скучной игре, а вы не захотите напрасно тратить свои силы. Важно также соблюдать тонкую грань при использовании игры, чтобы она оставалась инструментом, который помогает повысить эффективность, а не отвлекала сотрудников от их ежедневных обязанностей. Руководство не скажет вам "спасибо", если ваши игры вызовут падение производительности! И кроме всего прочего - игра должна способствовать поддержанию деятельности и поведения, выгодного для компании. Иначе руководство просто разрешило бы всем играть в Angry Birds.

Что мы делаем в SAP Education?

У SAP Education есть несколько предложений в области использования игр, но мы всегда рады хорошим идеям - так что если у вас есть предложения, пожалуйста, напишите нам.

Сначала наша команда разработчиков придумала целый ряд простых компьютерных игр, которые помогают поддержать вовлеченность в процессе обучения. Мы разработали семь разных видов игр, начиная от простых настольных игр, заканчивая такими, как Jeopardy ("Своя игра") и Snakes and Ladders (Змеи и лестницы) (подробнее здесь). На сайте представлены демо-версии игр. Я использовал некоторые из этих игр в преподавании на курсах SAP Education, и они действительно делают процесс повторения ключевых тем более веселым.

Второй пример намного более сложный - это использованию имитационных игр SAP. Мы собираем в классе больше 12 человек и разбиваем их на команды (минимум четыре человека в команде). Они должны зайти в специальную версию системы SAP, которая позволяет имитировать работу настоящей компании. В этой игре мы ускоряем время, так что один рабочий день в системе равен одной минуте в реальном времени. Задача каждой команды - получить самую большую прибыль. У вас изначально есть продукция, которую необходимо продать; в системе есть алгоритмы, которые будут принимать решения о том, у кого закупать товары (сырье) в соответствии с коммерческими расходами и ценами, которые установит команда.

Сценарий состоит из нескольких этапов. У команды должен закончиться запас готовой продукции, возникнет необходимость вести производство, увеличивать объемы выпускаемой продукции, что, в свою очередь, приведет к необходимости закупать больше сырья и материалов. В сочетании с различными функциями финансовой отчетности, такие игры обеспечивают по-настоящему глубокое понимание всех преимуществ интегрированной системы SAP у участников, вовлеченных в игровой процесс. И это действительно весело!

Может быть, вы тоже хотите поделиться опытом использования игрового подхода. Буду рад любой информации. Мы все еще формируем свой подход в этой сфере в SAP Education, поэтому нам действительно важны ваши примеры!

Полезные ссылки

*Gartner Webinar, Top Technology Predictions for 2013 and Beyond, Daryl C. Plummer, December 19, 2012.


Перевод выполнен издательством ООО "Эксперт РП" для портала www.SAPLand.ru Английская версия была размещена на сайте http://scn.sap.com по адресу http://scn.sap.com/community/training-and-education/blog/2013/01/25/gamification-the-right-approach-for-corporate-learning

← Назад